— «Нет». —
«Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?»
— «Знаю».
— «Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь». 2. «Лекарства»«Лекарство, принимаемое больным, есть добро.
Чем больше делать добра, тем лучше.
Значит, лекарств нужно принимать как можно больше». 3. «Вор»«Вор не желает приобрести ничего дурного.
Приобретение хорошего есть дело хорошее.
Следовательно, вор желает хорошего».
2. «Отец — собака»«Эта собака имеет детей, значит, она — отец.
Но это твоя собака.
Значит, она твой отец.
Ты её бьёшь, значит, ты бьёшь своего отца и ты — брат щенят». 5. «Рогатый»«Что ты не терял, то имеешь.
Рога ты не терял.
Значит, у тебя рога». 6. «Самое быстрое не догонит самое медленное»Быстроногий Ахиллес никогда не настигнет черепаху. Пока Ахиллес добежит до черепахи, она продвинется немного вперед. Он быстро преодолеет это расстояние, но черепаха уйдет еще чуточку вперед. И так до бесконечности. Всякий раз, когда Ахиллес будет достигать места, где была перед этим черепаха, она будет оказываться хотя бы немного, но впереди.
3. «Нет конца»Движущийся предмет должен дойти до половины своего пути прежде, чем он достигнет его конца.
Затем он должен пройти половину оставшейся половины, затем половину этой четвертой части и т.д. до бесконечности.
Предмет будет постоянно приближаться к конечной точке, но так никогда ее не достигнет. 8. «Медимн зерна»Большая масса мелких, просяных например, зерен при падении на землю всегда производит шум.
Он складывается из шума отдельных зерен, и, значит, каждое зерно и каждая малейшая часть зерна должны, падая, производить шум.
Однако отдельное зерно падает на землю совершенно бесшумно.
Значит, и падающий на землю медимн зерна не должен был бы производить шум, ведь он состоит из множества зерен, каждое из которых падает бесшумно. Но все-таки медимн зерна падает с шумом! 9. «Куча»Одна песчинка не есть куча песка.
Если n песчинок не есть куча песка, то и n+1 песчинка - тоже не куча.
Следовательно, никакое число песчинок не образует кучу песка. 10. «Может ли всемогущий маг создать камень, который не сможет поднять?»Если не может - значит, он не всемогущий.
Если может - значит, всё равно не всемогущий, т.к. он не может поднять это камень.
4. Софизм «лгун».
Вполне возможно, что лгун сознается в том, что он лгун.
В таком случае он скажет правду.
Но тот, который говорит правду, не есть лгун. Следовательно, возможно, что лгун не есть лгун. (Какая ошибка?)
5. «Равен ли полный стакан пустому?»
Вполне возможно, что лгун сознается в том, что он лгун.
В таком случае он скажет правду.
Но тот, который говорит правду, не есть лгун. Следовательно, возможно, что лгун не есть лгун. (Какая ошибка?)
5. «Равен ли полный стакан пустому?»
Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану, наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому.
6. «Софизм Кратила»
6. «Софизм Кратила»
Диалектик Гераклит, провозгласив "все течет", пояснял, в одну и ту же реку нельзя войти дважды, когда входящий будет входить в след. раз, на него будет течь уже другая вода. Кратил, сделал др. выводы: в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз, пока ты входишь, она уже изменится.
7. «Софизм Эватла»
Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: "Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора". На это Эватл отвечал: "Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда". (Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия договора или нет.)
8. «Софизм Приговор»
В воскресенье обвиняемого приговаривают к казни, и сообщают, что приговор будет приведён в исполнение в течение недели, и что конкретного дня приговорённый знать не будет.
Тот думает: - Предположим, меня не казнят до субботы. Тогда с утра в воскресенье я пойму, что день моей казни - этот. То есть будет нарушено второе условие - я не должен знать дня своей смерти до самой казни. Итак, в воскресенье меня не могут казнить. Предположим, меня захотят казнить в субботу. Тогда, если меня не казнят до пятницы, я пойму, что день моей смерти - суббота, т.к. известно, что в воскресенье меня не казнят точно. Итак, меня нельзя казнить и в субботу... Таким образом, он последовательно отвергает все дни недели в обратном порядке и засыпает с облегчением, думая, что приговор невозможно привести в исполнение.
Когда в среду приходит палач и отрубает ему голову, для него это настоящий сюрприз=).
Тот думает: - Предположим, меня не казнят до субботы. Тогда с утра в воскресенье я пойму, что день моей казни - этот. То есть будет нарушено второе условие - я не должен знать дня своей смерти до самой казни. Итак, в воскресенье меня не могут казнить. Предположим, меня захотят казнить в субботу. Тогда, если меня не казнят до пятницы, я пойму, что день моей смерти - суббота, т.к. известно, что в воскресенье меня не казнят точно. Итак, меня нельзя казнить и в субботу... Таким образом, он последовательно отвергает все дни недели в обратном порядке и засыпает с облегчением, думая, что приговор невозможно привести в исполнение.
Когда в среду приходит палач и отрубает ему голову, для него это настоящий сюрприз=).
9. «Прикол»
Вход в парк некоего могущественного князя был запрещен. Если нарушитель попадался, его ожидала смерть, но ему предоставлялось право выбирать между виселицей и обезглавливанием. Он должен был что-то заявить, и если его утверждение было верно, его обезглавливали, а если ложно, то его вешали.
Что нужно было заявить нарушителю, чтобы избежать установленного правила и остаться живым?
Ответ: "Меня повесят"
10. «Лжец»
Если какой-нибудь человек говорит, что он лжет, то лжет ли он или говорит правду? Допущение того, что он говорит правду, будет означать, что правдой является то, что он лжет (об этом он и говорит), значит, выходит, что лжет.
Если же он лжет, то это как раз и есть то, что он открыто признает.
Получается, что он говорит правду